ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Cпециально оборудованные учебные кабинеты
Коррекционно-диагностический кабинет (кабинет педагога-психолога), кабинет логопеда, группа ДОУ, музыкально-спортивный зал
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ созданы следующие кабинеты с учетом потребностей детей-инвалидов (для индивидуальной работы): коррекционно-диагностический кабинет (кабинет педагога-психолога), кабинет логопеда.
Групповые помещения и и другие помещения в МДОУ в которых осуществляется образовательная деятельность позволяют реализовать программу дошкольного образования. в том числе инвалидами и лицами с ОВЗ. Общеразвивающие занятия проходят в группе ДОУ, где создан "уголок уединения".
В музыкально-спортивном зале проводятся музыкально-коррекционные занятия, где имеется необходимый набор музыкальных инструментов, мультимедийный проектор, ноутбук и акустическая система.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека в учреждении отсутствует, однако в методическом кабинете имеется необходимое методическое обеспечение для реализации Образовательной программы дошкольного образования в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На территории детского сада расположены детские игровый модули, спортивная площадка с тренажерами.
Музыкально-спортивный зал оборудован комплектом мягких модулей, спортивным оборудованием и инвентарем.
Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа пособия, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
- Аудиовизуальные (слайды);
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски, бизиборды);
- Демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
- Спортивное оборудование (тренажеры, мячи)
- Сенсорное оборудование (пузырьковая колонна, сухой бассейн)
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Имеются:
- Вывеска с названием ДОУ и режимом работы со шрифтом Брайля на контрастном фоне
- Паспорт доступности от 09.01.2023 г.
- Кабинеты для индивидуальной работы специалистов ДОУ расположены на 1 этаже детского сада
Специальные условия питания
В ДОУ строго соблюдаются все нормы питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренные санитарными нормами и правилами.
В детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Помещение пищеблока имеет отдельный выход.
В учреждении организовано 5-х разовое питание на основе примерного 10 дневного меню. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы.
В рацион питания включены фрукты, овощи, кисломолочные продукты.
Контроль над разнообразием и качеством приготовления блюд осуществляет: заведующий детским садом, заместитель заведующего по АХЧ., кастелянша осуществляют контроль за хранением и реализацией скоропортящихся продуктов.
Специальные условия охраны здоровья
Охрана здоровья в ДОУ организована в соответствии со Статьей 41. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В детском саду разработаны и применяются следующие меры по охране и укреплению здоровья воспитанников:
- строгое соблюдение режима дня;
- соблюдение режима прогулок;
- подвижные игры на воздухе;
- строгое соблюдение карантинных мероприятий;
- закаливающие мероприятия;
- различные виды гимнастик (утренняя; после дневного сна)
- соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий;
- соблюдение требований к учебной нагрузке;
- выполнение режима и норм питания;
- включение в меню свежих фруктов;
- просветительская работа с родителями;
- создание условий для двигательной активности.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники МДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
В МДОУ имеется доступ к сети Интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет. Сайт МДОУ обновляется по мере поступления информации. Официальный сайт ДОУ имеет версию для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы используются для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ: фильмы, мультфильмы, презентации
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Детский сад оснащен компьютерным, и мультимедийным оборудованием, планшетами, необходимыми для эффективного использования в образовательном процессе.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Не предусмотрено.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Не предусмотрено.